Принимаем участие в торгах -и закупках в соответствии с 44-фз и 223-фз
Воздух
Мы заботимся о качестве воздуха, предоставляя экспертную экологическую документацию и решения, чтобы обеспечить чистоту и безопасность воздушной среды в вашем регионе.
В проекте ПДВ составляется характеристика юридического лица как источника загрязнения атмосферы на основе инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (которая как правило выполняется в рамках проекта), анализируются концентрации загрязняющих веществ на границе ближайших нормируемых территорий (жилые дома, санитарно-защитная зона и т.д.), определяются нормативы ПДВ, разрабатываются мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ), формируется план-график контроля соблюдения нормативов ПДВ.

Основной задачей проекта ПДВ является установление таких ПДВ, чтобы максимальная приземная концентрация по всем веществам, выбрасываемым юридическим лицом в атмосферу, не превышала санитарно-гигиенических нормативов (в том числе с учетом фоновой концентрации загрязняющих веществ формируемых сторонними предприятиями).
C 1 января 2019 года вступили в силу измененные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ и Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, в соответствии с которыми скорректирован подход к нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Разработка необходимых документов получила привязку к присвоенной категории объекта негативного воздействия:
  • для объектов I категории НВОС в составе заявки на комплексное экологическое разрешение (КЭР) производится расчет нормативов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также расчет технологических нормативов;
  • для объектов II категории НВОС расчет нормативов допустимых выбросов производится в составе декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
  • для объектов III категории НВОС рассчитываются нормативы высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);
  • для объектов IV категории НВОС выбросы в атмосферный воздух не нормируются.

Учитывая неготовность нормативно-правовой базы к реализации новой стратегии государства в сфере экологического нормирования, были приняты переходные положения законодательства.
Проект ПДВ представляет собой природоохранную документацию предприятия или организации, в рамках разработки которой промышленная площадка (объект негативного воздействия на окружающую среду) рассматривается с точки зрения создаваемого загрязнения атмосферного воздуха.
Проект предельно допустимых выбросов в атмосферу (проект ПДВ)
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача или переоформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по действовавшей до 2019 года схеме. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.

С 1 января 2021 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» от 09.12.2020 г. № 2055.

Согласно п. 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055, нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий. При этом согласно п. 10 данного Положения, нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
В настоящий момент разработка проекта ПДВ для предприятий I-III категории НВОС позволяет решить следующие задачи:

  • проведение инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (требование Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, остается неизменным вне зависимости от присвоенной категории НВОС);
  • расчет нормативов ПДВ (выполнение требования ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
  • расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере (доказательство непревышения санитарно-гигиенических критериев качества атмосферного воздуха);
  • составление плана-графика контроля стационарных источников выбросов (необходимо для программы производственного экологического контроля (ПЭК), см. Приказ Минприроды России от 18.02.2022 г. № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»);
  • составление плана снижения выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ);
  • согласование в уполномоченных на то государственных органах и организациях.
Актуальный Перечень методик доступен на официальном сайте Минприроды России
Указанные требования должны выполняться на всех объектах негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), имеющих выбросы в атмосферный воздух, за исключением объектов IV категории НВОС.
Необходимо отметить, что так как мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ требуют согласования с органами исполнительной власти субъектов РФ, данные, отраженные в разделе проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу (проекта ПДВ), не являются достаточными для удовлетворения указанного требования. Мероприятия должны представлять собой отдельную работу, согласованную в установленном порядке, однако расчеты, проводимые в ее составе, базируются на данных проекта ПДВ и инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)
В настоящий момент в ряде субъектов РФ приняты нормативно-правовые акты регионального уровня, определяющие требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ, а также соответствующие административные регламенты органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Как правило, данные документы реализуют требования достаточно старого нормативно-правового акта - РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», принятого еще в СССР.

Вместе с тем, с 27 июня 2020 г. вступили в силу требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, установленные Приказом Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий». В данном документе применяются подходы, отличающиеся от принятых в РД 52.04.52-85.

Целью разработки указанных мероприятий является обеспечение снижения создаваемых выбросами источников приземных концентраций загрязняющих веществ совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки.

При этом хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ:

  • на 15-20 % при НМУ 1 степени опасности;
  • на 20-40 % при НМУ 2 степени опасности;
  • на 40-60 % при НМУ 3 степени опасности.
Для объектов негативного воздействия на окружающую среду, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, применяются менее жесткие требования, связанные со спецификой осуществляемой деятельности.

Состав готовой работы включает в себя:
  • пояснительную записку;
  • расчет максимальных концентраций на различных режимах НМУ и предлагаемые мероприятия;
  • планы-графики контроля в периоды НМУ.

Как видно из состава работы, обязательным элементом разработки мероприятий является проведение расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Стоит отметить, что при любых изменениях, в результате которых максимальные разовые выбросы источника изменились более чем на 25%, мероприятия подлежат корректировке с последующим согласованием.

В случае нарушения требований законодательства в части разработки и согласования мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ возможна административная ответственность по ст. 8.1. КоАП РФ в размере до 100 тыс. руб.

Специалисты Эколайн готовы выполнить для вашей организации данный вид работ в полном соответствии с нормативно-правыми актами в сфере охраны окружающей среды.
Паспорт ГОУ содержит информацию о газоочистной установке, схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав газоочистной установки, технические характеристики ГОУ, показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ и др.

Результатом работы является разработанный паспорт ГОУ.

Отсутствие паспортов ГОУ может грозить для юридических лиц штрафными санкциями до 20 тыс. руб. по ст. 8.21 КоАП РФ с перспективой приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток.
Паспорта ГОУ необходимо разрабатывать природопользователям, эксплуатирующим газоочистные установки (установки очистки газа, ГОУ). Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (п. 1, ст. 16.1, гл. III Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Паспортизация газоочистных установок (Паспортизация ГОУ)
Функциональное назначение территории СЗЗ – снижение создаваемого объектом или производством негативного воздействия до санитарно-гигиенических нормативов.
СЗЗ - своего рода санитарный барьер между промышленной зоной и нормируемыми объектами, к которым относятся жилые дома, рекреационные зоны, школы, детские сады, больницы и т.д.

Обоснование границ санитарно-защитной зоны выполняется в проекте СЗЗ, в котором производится оценка следующих компонентов негативного воздействия, создаваемого предприятием:

  • химическое воздействие на атмосферный воздух;
  • физическое воздействие (шум, ЭМИ);
  • биологическое воздействие.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Проект санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ)
Made on
Tilda