Принимаем участие в торгах -и закупках в соответствии с 44-фз и 223-фз
Проектировщикам
Мы поддерживаем проектировщиков, предоставляя экспертные решения и консультации в области экологической документации, чтобы обеспечить ваши проекты наивысшими стандартами устойчивости и безопасности окружающей среды.
Унифицированная Программа Расчёта Загрязнения Атмосферы предназначена для автоматизированной обработки и анализа результатов расчёта загрязнения атмосферы при:

  • нанесении на ситуационные планы объектов негативного воздействия изолиний расчетных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
  • разработке перечня мероприятий по охране окружающей среды в составе разделов проектной документации;
  • обосновании размеров санитарно-защитных зон;
  • разработке и обосновании организационно-технических мероприятий, оказывающих влияние на уровень загрязнения атмосферного воздуха, при оценке их результатов;
  • оценке воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на качество атмосферного воздуха.
Расчёт рассеивания (УПРЗА)
Методическая основа:

  • Приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Ваши преимущества:

  1. Вы получаете именно ту программу расчёта рассеивания, которая действительно прошла экспертизу, т.е. электронный сертификат, которым подписана программа расчёта рассеивания гарантирует, что в программу не вносились изменения уже после экспертизы – это отражено в дате релиза, который, соответственно, был совершён ранее даты получения заключения экспертизы.
  2. Расчёт с учётом застройки и расчёт загрязнения атмосферы на разной высоте – уже в стандартной поставке уникальные методы численного интегрирования позволяют выполнять расчёты не только для точечных, но и для линейных, площадных, объёмных источников выбросов.
  3. Учёт нестационарности выбросов во времени – вы можете распределить выбросы источников с учётом многовариантности, неодновременности, различия в режимах, во времени начала и в продолжительности стадий работы.
  4. В стандартной поставке вы можете сопоставить с гигиеническими нормативами результаты расчёта не только максимальных разовых, но и среднесуточных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
  5. Экспорт результатов расчёта для формирования подробного экспертного отчёта с целью полного подтверждения достоверности результата.
Уникальные возможности:

  1. автоматический поиск в жилой зоне, в зоне с повышенными требованиями к охране атмосферы, по границе предприятия и по границе СЗЗ точек максимальных концентраций с заданными требованиями к точности результата (см. статью);
  2. проведение уточняющих расчётов для построения расчётной границы СЗЗ и выполнение этого построения c требуемой погрешностью;
  3. динамический расчёт по расчётным сеткам с переменным шагом – в интересующих вас областях программой может быть выполнен более подробный расчёт;
  4. расчёт может быть выполнен в произвольной размерности, т.е. не только в мг/м³, но и в той размерности, в которой для ряда веществ установлен соответствующий гигиенический норматив – в клетках/м³, в волокнах/мл и т.п.
В одной программе «Инвентаризация» в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 19.11.2021 № 871 можно:

  • сформировать все таблицы для отчёта по инвентаризации стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ;
  • разработать карту-схему объекта ОНВ и ситуационный план района размещения предприятия на основе готовых шаблонов;
  • учесть нестационарность на различных стадиях технологических процессов;
  • задокументировать результаты инструментальных замеров;
  • полный перечень веществ и их кодов, с использованием кратких или полных наименований загрязняющих веществ по выбору.
Формирование основных таблиц:

1.1 – Режимы работы ИЗАВ и их временные характеристики при нестационарности выбросов;
1.2 – Характеристика одновременности работы оборудования при нестационарных выбросах;
1.3 – Учет нестационарности выбросов;
2.1 – Документирование результатов инструментального определения показателей выбросов;
3.1 – Источники выделения загрязняющих веществ (на форматах А4 или А3 по выбору);
3.2 – Стационарные источники выбросов загрязняющих веществ (на форматах А4 или А3 по выбору);
3.3 – Данные для стационарных ИЗАВ, имеющих произвольную форму;
3.4 – Данные для стационарных ИЗАВ, ось устья которых отклоняется от вертикали;
3.5 – Данные для стационарных ИЗАВ в случае факельного горения;
3.6 – Результаты обследования установок очистки газа и условий их эксплуатации;
3.7 – Суммарные выбросы ЗВ в атмосферный воздух, их очистка и утилизация (в целом по ОНВ), т/год;
3.8 – Выбросы от передвижных ИЗАВ.
Справки и сравнительная таблица:

  • Справка о выпуске продукции;
  • Справка о годовом фонде работы оборудования;
  • Справка о расходе сырья и материалов;
  • Сравнительная таблица выбросов загрязняющих веществ предыдущей инвентаризации и настоящей инвентаризации по конкретным источникам и веществам.
Инвентаризация
Карта-схема
  • Подготовка карты схемы объекта ОНВ с нанесением порядковых номеров ИЗАВ (включая многоразрядные номера и индекс "п" для передвижных ИЗАВ), границы территории, СЗЗ, ближайшей жилой застройки, всех зданий и сооружений; подготовка ситуационного плана района расположения ОНВ.

Методическая основа:
  • Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»
  • Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов ЗВ в атмосферный воздух. СПб, НИИ Атмосфера, 2012.
Уникальные функциональные возможности программы:

  • готовые шаблоны для создания карт-схем объекта ОНВ и ситуационных планов с экспликацией объектов ОНВ;
  • наборы исходных данных, актуальные на заданную дату, позволяют в одном проекте учитывать как существующее положение, так и отражать ретроспективу вредных выбросов, а так же планировать перспективу развития предприятия и сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • определение перечня загрязняющих веществ (ЗВ), в отношении которых осуществляется разработка ПДВ с учётом осреднённых выбросов за предыдущие 3-и года;
  • определение перечня стационарных источников, в отношении которых осуществляется разработка ПДВ;
  • учёт нестационарности и неодновременности, а так же графиков работы источников загрязнения атмосферы при формировании таблиц нормативов ПДВ;
  • возможность выбора наименований веществ в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, СанПиН 1.2.3685-21 или произвольных кратких наименований (для точного совпадения с наименованиями в приложениях к аттестатам аккредитованных лабораторий) при печати отчётов;
  • автономные расчёты рассеивания по точкам и границам зон по стандартным расчётным настройкам;
  • все отчёты без доработок умещаются на стандартных форматах А4 и А3 формата DOCX (Microsoft Word).
Проект ПДВ позволяет разработать и сформировать таблицы проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в соответствии с Приказом Минприроды России от 11.08.2020 №581.
Проект ПДВ
Ваши преимущества в формировании таблиц:

1. Информация о географических, климатических и метеорологических характеристиках и коэффициентах района расположения объекта ОНВ, определяющих условия рассеивания выбросов - по каждому объекту ОНВ (у которого есть учтённые в текущем наборе исходных данных варианты источников выброса) в одном отчёте могут быть заданы различные характеристики и коэффициенты. Дополнительные данные можно описать в произвольном текстовом формате - эти данные будут размещены в графе "Иные метеорологические данные".
2. Сведения о стационарных источниках и выбросах (на момент разработки предельно допустимых выбросов) - может быть напечатана как формате А4, так и в формате А3. Для каждого варианта источника выброса можно указать множество режимов (стадий) выбросов - эта информация будет автоматически учтена во всех таблицах ПДВ и расчётах рассеивания.
3. Сведения о залповых выбросах - достаточно лишь указать для варианта источника выбросов периодичность залповых выбросов (раз/год), далее программа автоматически рассчитает продолжительность выброса (час,мин.), а также сформирует величину валового выброса только по тем вариантам источник выброса, для которых характерны залповые выбросы.
4. Перечень загрязняющих веществ, для которых разрабатываются предельно допустимые выбросы - формируется в режиме автонастройки в зависимости от категории каждого из объектов ОНВ с возможностью выбора правила для наименований веществ или в режиме без фильтрации, т. е. по всем веществам (для полного перечня учтённых веществ независимо от отметки госучёта, класса опасности и категории объекта ОНВ). Выбросы веществ автоматически агрегируются по коду и наименованию для корректного отражения суммарных величины (например, для случая когда изначально коды веществ и наименований для гигиенических нормативов были различные, а для госучёта используется единое наименования, объединяющего эту группу веществ в одно вещество).

5. Перечень стационарных источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух - результаты расчёта анализируются для расчётных точек расположенных на границе предприятия, границе СЗЗ, жилой зоне и зоне с особыми условиями (эта зона выделяется в таблице жирным шрифтом). Для групп суммации, для которых гигиенический норматив может превышать величину 1 - выводится дополнительное примечание к таблице.

6. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по конкретным стационарным источникам выбросов и загрязняющим веществам - формируется (доступные форматы А3 и А4) на момент разработки ПДВ и на перспективу 7 лет в зависимости от категории каждого из объектов ОНВ с возможностью выбора правила для наименований веществ или в режиме без фильтрации. Учёт вариантов, режимов (стадий) функционирования источника выброса при оценке максимального разового выброса производится автоматически.

7. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по объекту ОНВ - отчёт по каждому объекту ОНВ может быть сформирован в формате А3 и А4 с пользовательской настройкой наименований и фильтрации по списку веществ в зависимости от категорий объектов ОНВ и класса опасности веществ.
Разработка плана мероприятий на период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). Учет требований РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях»; Постановления Правительства Москвы от 25.04.2017 № 231-ПП (в редакции Постановления Правительства Москвы от 10.04.2018 № 302-ПП), Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.02.2019 № 92-РМ, приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий".
Уникальные функциональные возможности программы:

  • подготовка карты-схемы производственной территории и близлежащей жилой застройки с указанием точек контроля (отбора проб в периоды НМУ) и источников выбросов (задействованных на периоды НМУ) и нанесенной нормативной санитарной защитной зоной;
  • формирование Плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
  • формирование Плана-графика контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ);
  • формирование таблицы «Возможный диапазон регулирования выбросов по каждому мероприятию»;
  • формирование таблицы «Оценка степени эффективности разработанных мероприятий на периоды НМУ по каждому веществу»;
  • формирование таблицы «Перечень загрязняющих веществ и количество источников выброса, на которых сокращаются выбросы в период НМУ»;
  • формирование таблицы «Технология проведения каждого из мероприятий на период НМУ с обоснованием мероприятий, их экономическая оценка (связанная с сокращением производства)».
Отчёт формируется в формате docx с учётом требований ГОСТ 7.32 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
Проект НМУ
Контроль выбросов следует проводить по той методике, согласно которой эти выбросы были определены, а при использовании расчетных методов контролируются основные параметры, входящие в расчетные формулы.

По стационарным источникам, требующим лабораторные замеры, необходимо привлекать аттестованную аккредитованную лабораторию.
В тех случаях, когда по результатам расчета загрязнения атмосферного воздуха каким-либо вредным веществом выясняется, что преобладающий вклад в значения приземных концентраций этого вещества в жилой застройке или вне территорий СЗЗ или защитных зон вносят неорганизованные источники или совокупности мелких источников, для которых контроль их выбросов затруднен, целесообразно контролировать соблюдение нормативов ПДВ (ВСВ) по этим веществам, установленных для предприятий I и II категории, с помощью измерений приземных концентраций этих веществ в атмосферном воздухе на специально выбранных контрольных точках или с помощью так называемых "подфакельных" наблюдений .

Параметры определения категории источников выбросов в томах ПДВ приводятся в таблице План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) по источникам выбросов, дающих максимальный вклад в загрязнение атмосферы
Производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ)) (производственный контроль по выбросам) подразделяется на два вида:
  1. Контроль на источниках (является основным для всех источников с организованным и неорганизованным выбросом);
  2. Контроль за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе (на границе ближайшей жилой застройки) (может дополнять первый вид контроля и применяется, главным образом, для отдельных предприятий, на которых неорганизованный разовый выброс превалирует в суммарном разовом выбросе (г/с) предприятия).
План-график контроля ПДВ
Система контроля за соблюдением ПДВ (ВСВ) на предприятии проводится приказом руководителя предприятия при получении разрешения на выброс. Приказ должен определять должностное лицо, осуществляющее общее руководство системой контроля, а также лиц, ответственных за:

  • организацию и проведение инструментального периодического контроля;
  • наблюдение за работой источников выделения вредных веществ в атмосферу (технологией производства) в режимах, не превышающих установленного значения ПДВ (ВСВ);
  • исправного состояния источников выбросов;
  • проведение работ по пересмотру значений ПДВ (ВСВ) по истечении установленного срока действия ПДВ (ВСВ) или в случае неучтенного в ходе работ по установлению ПДВ (ВСВ) количественного увеличения или качественного изменения выбросов вредных веществ в атмосферу;
  • обеспечение снижения при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) опасного для здоровья населения выброса вредных веществ вплоть до полной или частичной остановки работы предприятия.
Учесть в расчете разнообразие производственных процессов и все нюансы технологических операций, зачастую, является одной из сложнейших задач в работе эколога. Решить эту проблему можно с помощью специализированных программ, разработанных на основании актуальных нормативных документов с учётом многолетней практики наших специалистов.
Расчет выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу
Назад
Made on
Tilda