Принимаем участие в торгах -и закупках в соответствии с 44-фз и 223-фз
Проектным организациям
Эколайн - надежный партнер для проектных организаций, предоставляющий экспертные решения в области экологической документации, способствуя успешной реализации экологически устойчивых проектов.
В соответствии с требованиями законодательства проведение инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является обязанностью для всех предприятий и организаций, имеющих выбросы в атмосферный воздух.

Необходимость проведения инвентаризации не зависит от количества и состава источников выбросов, а также от отнесения к категории объектов НВОС!
В процессе проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу определяется количественный и качественный состав выбросов, но не проводится расчет рассеивания выбросов в атмосферном воздухе. Указанный расчет выполняется в проекте ПДВ и в ряде других работ, выполняемых на основе материалов инвентаризации.

Для определения показателей выбросов используются преимущественно инструментальные методы (замеры на источниках выбросов), при использовании расчетных методов требуется обязательное обоснование.

В связи с выходом Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, определяющего новые требования к порядку инвентаризации, все юридические лица и индивидуальные предприниматели после 01.03.2023 г. обязаны иметь отчет об инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выполненный по новой форме!
Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - обязательная процедура определения и систематизации данных о выбросах в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта (предприятия или организации).

Инвентаризация является базовым понятием системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и служит основой для множества других работ: определения категории объекта НВОС, проекта ПДВ, мероприятий в период НМУ, проекта СЗЗ и др.
Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Ранее действующий порядок инвентаризации, утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, не предусматривал установленной формы учета передвижных источников, отчет по инвентаризации выбросов от таких источников разрабатывался в свободной форме. Теперь форма учета передвижных источников и выбросов от них строго регламентируется нормами Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.

В случае невыполнения требований по проведению инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу возможен административный штраф до 100 тысяч руб. в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований) и до 80 тысяч руб. по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации).

Согласование отчета по инвентаризации в органах надзора не требуется, однако при выявлении некорректной инвентаризации в ходе контрольно-надзорных мероприятий под сомнение может быть поставлена большая часть природоохранной документации предприятия или организации.
Результатом работы является раздел проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», прошедший экспертизу в составе проектной документации на объект капитального строительства / реконструкции.

Отсутствие раздела ООС может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями: до 100 тыс. руб. по ст. 8.1 КоАП РФ, до 250 тыс. руб. по ст. 8.4 КоАП РФ.
Раздел ООС содержит результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду. В его составе приводится перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий, в том числе, результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам, программу производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях. Также проводится расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат. Расчет выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится при помощи комплекса специализированных программ на основе утвержденных методик.
Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» («Мероприятия по охране окружающей среды» - для линейных объектов) обязателен к разработке в составе проектной документации при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ООС)
Материалы ОВОС представляют собой комплект обосновывающей документации, используемый для принятия экологически обеспеченных управленческих решений. Под ОВОС понимают выявление, анализ и учет результатов исследования воздействия проектируемого объекта на окружающую среду для принятия решения о возможности или невозможности его осуществления.

Предметом государственной экологической экспертизы помимо ОВОС является комплект проектной документации в целом.
Результатами ОВОС являются:
  • информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
  • решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.
Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством РФ в соответствии с видами и конкретными характеристиками намечаемой деятельности.

Перед подачей материалов на государственную экологическую экспертизу необходимо проведение общественных слушаний.
В соответствии с требованиями федерального законодательства, в настоящий момент оценка воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) является составной частью документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу.

Основанием для разработки ОВОС является Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Виды проектной документации, являющиеся объектами государственной экологической экспертизы и требующие разработки ОВОС:

  • проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов;
  • проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
  • проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;
  • проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Результаты инженерно-экологических изысканий используются при подготовке документов территориального планирования, документации по планировке территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений.

Необходимость выполнения инженерно-экологических изысканий определена п. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ.

Основой для проведения инженерно-экологических изысканий являются требования раздела 8 СП 47.13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 11-02-96) «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения».
Выполнение отдельных видов инженерно-экологических работ и исследований в составе инженерно-экологических изысканий, условия их комплексирования и взаимозаменяемости определяется с учетом задания, вида градостроительной деятельности и этапа инженерных изысканий, вида и назначения объектов капитального строительства, особенностей природных условий и степени их изученности.

Чаще всего вопрос необходимости проведения инженерно-экологических изысканий встает при подготовке проектно-изыскательской документации на строительство / реконструкцию объектов капитального строительства или линейных объектов.

В составе Эколайн выполнением работ изыскательского направления занимается профильный отдел, специалисты которого имеют большой опыт взаимодействия с экспертами государственных и негосударственных экспертиз различных субъектов РФ.

Инструментальные исследования в рамках инженерно-экологических изысканий выполняются специалистами собственного лабораторного комплекса Эколайн, включающего аккредитованные инструментальные лаборатории.

Инженерный персонал Эколайн имеет опыт проведения сложных работ, в том числе на участках с повышенным радиационным фоном и участках с повышенным риском биологической опасности.
Инженерно-экологические изыскания представляют собой лабораторные и аналитические работы, при проведении которых комплексно обследуются компоненты окружающей среды и техногенные факторы на участке планируемого строительства или реконструкции. Цель изысканий - определение возможности реализации проектных решений на выбранной территории с точки зрения соблюдения природоохранных и санитарных норм.
Инженерно-экологические изыскания (ИЭИ)
Основные виды работ, выполняемые в составе инженерно-экологических изысканий:
  • маршрутные наблюдения с описанием природной среды и ландшафтов, растительности и животного мира;
  • рекогносцировочное обследование территории;
  • экологическое опробование отдельных компонентов окружающей среды;
  • лабораторные химико-аналитические и санитарно-гигиенические исследования проб атмосферного воздуха, почв, грунтов, подземных и поверхностных вод, донных отложений;
  • лабораторные исследования и оценка радиационной обстановки и физического загрязнения (шум, электромагнитные волны);
  • газохимические исследования грунтов (при необходимости);
  • систематизация фондовой информации о состоянии окружающей среды, в том числе сведений о наличии на выбранном участке зон с особыми режимами использования, возможных источников загрязнения компонентов окружающей среды;
  • камеральная обработка материалов, составление отчета.
Грамотно выполненные инженерно-экологические изыскания обеспечивают получение необходимых и достаточных данных для:
  • оценки экологического состояния территории;
  • оценки воздействия на окружающую среду планируемой градостроительной деятельности в целях устойчивого развития территорий;
  • обоснования в проектной документации мероприятий по охране окружающей среды, предотвращения, снижения или ликвидации неблагоприятных воздействий, а также сохранения, восстановления и улучшения экологической обстановки для создания благоприятных условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений и животных;
  • принятия решений по сохранению социально-экономических, исторических, культурных, этнических и других интересов местного населения;
  • принятия решений по организации и проведению экологического мониторинга.

Результатом работы является отчет об инженерно-экологических изысканиях, который проходит экспертизу в составе проектной документации на объект строительства / реконструкции.

Отсутствие проведенных в соответствии с требованиями законодательства инженерно-экологических изысканий может грозить отрицательным результатом при прохождении экспертизы проектно-изыскательской документации.
При инженерно-гидрометеорологических изысканиях изучению подлежат: гидрологический режим (рек, озер, водохранилищ, морей, болот, устьевых участков рек, ручьев, временных водотоков), климатические условия и отдельные метеорологические характеристики, опасные гидрометеорологические процессы и явления, изменения гидрологических и климатических условий или их отдельных характеристик под влиянием техногенных факторов.
При гидрометеорологическом обосновании градостроительной документации и проектных решений для экологически опасных сооружений инженерно-гидрометеорологические изыскания выполняют в комплексе с инженерно-экологическими изысканиями.

Результатом работы является отчет об инженерно-гидрометеорологических изысканиях, прошедший экспертизу в составе проектной документации на объект капитального строительства / реконструкции.

Отсутствие отчета об ИГМИ может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями: до 100 тыс. руб. по ст. 8.1 КоАП РФ, до 250 тыс. руб. по п. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
ИГМИ являются одним из основных видов инженерных изысканий. ИГМИ выполняются для комплексного изучения гидрометеорологических условий территории (района, площадки, участка, трассы) и/или акватории намечаемого строительства, с целью получения необходимых и достаточных материалов для подготовки документов территориального планирования и планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (п. 1, ст. 47 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ).
Инженерно-гидрометеорологические изыскания (ИГМИ)
Made on
Tilda