Принимаем участие в торгах -и закупках в соответствии с 44-фз и 223-фз
О компании
Эколайн - ведущий разработчик экологической документации, обеспечивающий клиентов качественными и инновационными решениями в области экологии и устойчивого развития
01
ООО «Эколайн» – организация, специализирующаяся на практической деятельности по разработке и сопровождению природоохранной документации, консультированию и сопровождению предприятий всех форм организационно-правовой формы.
ООО «Эколайн» имеет 8-летний опыт работы в области экологического проектирования. Отличительной особенностью работы является достижение отличных результатов по срокам и качеству выполняемых работ, а также привлекательной стоимости за счет унификации процессов проектирования.
02
Сотрудничествос лабораторным комплексом позволяет решить основные задачи, необходимые для получения положительного результата, в том числе повышение точности и оперативности проводимых измерений и исследований.
03
ООО «Эколайн» не только разрабатывает и сопровождает разработанную документацию при проведении экспертиз любого уровня, но и гарантирует получение результата!
ООО «Эколайн» обеспечивает разработку экологической документации и сопровождение без привлечения сторонних организаций, что позволяет достигнуть существенной экономии материальных ресурсов и времени, обеспечивает конфиденциальность и защиту получаемой информации.
прочие проекты по индивидуальным заданиям заказчиков
Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - обязательная процедура определения и систематизации данных о выбросах в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта (предприятия или организации).
Инвентаризация является базовым понятием системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и служит основой для множества других работ: определения категории объекта НВОС, проекта ПДВ, мероприятий в период НМУ, проекта СЗЗ и др.
1. Максимально коротко об инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ атмосферу.
В соответствии с требованиями законодательства проведение инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является обязанностью для всех предприятий и организаций, имеющих выбросы в атмосферный воздух.
Необходимость проведения инвентаризации не зависит от количества и состава источников выбросов, а также от отнесения к категории объектов НВОС!
В процессе проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу определяется количественный и качественный состав выбросов, но не проводится расчет рассеивания выбросов в атмосферном воздухе. Указанный расчет выполняется в проекте ПДВ и в ряде других работ, выполняемых на основе материалов инвентаризации.
Для определения показателей выбросов используются преимущественно инструментальные методы (замеры на источниках выбросов), при использовании расчетных методов требуется обязательное обоснование.
В связи с выходом Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, определяющего новые требования к порядку инвентаризации, все юридические лица и индивидуальные предприниматели после 01.03.2023 г. обязаны иметь отчет об инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выполненный по новой форме!
Ранее действующий порядок инвентаризации, утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, не предусматривал установленной формы учета передвижных источников, отчет по инвентаризации выбросов от таких источников разрабатывался в свободной форме. Теперь форма учета передвижных источников и выбросов от них строго регламентируется нормами Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.
В случае невыполнения требований по проведению инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу возможен административный штраф до 100 тысяч руб. в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований) и до 80 тысяч руб. по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации).
Согласование отчета по инвентаризации в органах надзора не требуется, однако при выявлении некорректной инвентаризации в ходе контрольно-надзорных мероприятий под сомнение может быть поставлена большая часть природоохранной документации предприятия или организации.
Чтобы заказать проведение инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выполнить инструментальные исследования силами аккредитованной лаборатории ГК «ЭКО ЦЕНТР», необходимо обратиться в один из территориальных офисов группы компаний или позвонить по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.
2. Нормативные основания для проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Основным документом, определяющим необходимость проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, является Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии со ст. 22, 30 данного документа юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации.
Необходимо учитывать отсутствие взаимосвязи обязанности по проведению инвентаризации и присвоенной категории НВОС. Исходя из формулировок, указанных в Федеральном законе от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, требование о проведении инвентаризации в равной степени относится к любому предприятию или организации, имеющим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Такими источниками могут быть:
дымоотводящие трубы (котельные, печи, топливосжигающее технологическое оборудование и т.д.);
системы вытяжной или общеобменной вентиляции (посты окрашивания, посты ремонта и обслуживания автотранспорта, экструзионные установки и т.д.);
места перегрузки и хранения сыпучих материалов;
технологические установки, оборудованные системами очистки газа и пыли;
неплотности технологического оборудования, через которые загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух;
оборудование, работающее на открытых площадках (пилорамы, сварочные посты и т.д.).
С 1 ноября 2019 г. Федеральным законом от 26.07.2019 г. № 195-ФЗ были внесены изменения в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, что сделало обязательным также проведение инвентаризации передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха.
Основными передвижными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются:
автомобильный транспорт;
железнодорожный транспорт;
строительная, сельскохозяйственная и иная техника.
Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ для объектов, вводимых в эксплуатацию, инвентаризация проводится не позднее чем через 2 года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Вместе с тем, рекомендуется выполнить инвентаризацию как можно раньше, так как ее материалы служат основой для постановки на учет объектов НВОС. Предельный срок для постановки на учет объектов НВОС составляет 6 месяцев с момента начала эксплуатации.
Порядок проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.
Начало действия Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871 - 01.03.2022 г.
3. Состав инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В связи с тем, что инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ранее выполнялась совместно с проектом ПДВ, важно понимать, какие именно работы входят в состав инвентаризации, а какие - нет.
В составе работ по инвентаризации выполняются:
анализ ранее разработанных документов;
анализ технологии, составление пояснительной записки;
детальное описание источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе координат;
подготовка картографических материалов;
инструментальные замеры на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
формирование таблиц параметров и состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
составление отчета.
При этом в состав инвентаризации не выходят следующие работы:
проведение расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
расчет нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В связи с переходным периодом по внедрению новых норм законодательства рекомендуем выполнять проект ПДВ, в процессе разработки которого не только проводится инвентаризация с составлением отчета по новой форме, но и осуществляются расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
4. Применение инструментальных и расчетных методов определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В соответствии с п. 18 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы.
В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.
Область применения расчетных методов (п. 26-28 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды от 19.11.2021 г. № 871):
отсутствие аттестованных методик измерения загрязняющего вещества;
отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;
отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику);
неорганизованные и линейные стационарные источники;
ограниченное количество технологических процессов, с использованием результатов измерения отдельных характеристик источника выброса.
5. В каких случаях необходима корректировка отчета по инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ изменение требований к порядку проведения инвентаризации является основанием для корректировки данных инвентаризации. При этом п. 49 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, установлена обязанность корректировки данных инвентаризации не позднее 1 года с момента возникновения соответствующих обстоятельств.
Таким образом, после 01.03.2023 г. все объекты, имеющие на своем балансе стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны иметь отчет по инвентаризации, выполненный по форме, установленной Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.
Важно учитывать, что указанное требование не зависит от необходимости или отсутствия необходимости нормирования выбросов в атмосферный воздух для конкретного объекта НВОС, наличия или отсутствия проекта ПДВ.
Другими основаниями для корректировки инвентаризации, в соответствии с п. 45, 46 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, являются:
изменение технологических процессов и режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
изменение объемов производства;
реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и массы выбросов;
изменение максимально разовых выбросов более чем на 25% или валовых выбросов более чем на 10%.
В случае возникновения указанных обстоятельств материалы инвентаризации также должны быть откорректированы в течение 1 года.
6. Учет передвижных источников в материалах инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В соответствии со п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны проводить инвентаризацию источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая выбросы от стационарных и передвижных источников.
Вместе с тем, порядок, утвержденный ранее действовавшим Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, распространял свое действие исключительно на стационарные источники. Вопрос учета передвижных источников в законодательстве определен не был. До внесения изменений в указанные требования в составе работ по инвентаризации выбросов выполнялись два отчета, соответственно для стационарных и передвижных источников выбросов.
В связи со вступлением в силу Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871 выбросы от стационарных и передвижных источников нужно теперь учитывать в одном отчете по инвентаризации, по установленной форме.
7. Возможные штрафные санкции.
За несоблюдение требований по проведению инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу возможны административные штрафы по следующим статьям КоАП РФ:
ст. 8.1 - штраф до 100 тыс. руб. (несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений);
ст. 8.5 - штраф до 80 тыс. руб. (сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды).
Важно понимать, что в случае неправильно проведенной инвентаризации под сомнение могут быть поставлены множество других обязательных природоохранных документов.
В этом случае штрафы могут исчисляться сотнями тысяч рублей.
Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС)
В соответствии с нормами ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах II категории объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), необходимо представление декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС).
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. При этом внесение изменений в указанный документ осуществляется одновременно с актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду является новым требованием законодательства. Требование о необходимости ее представления для объектов II категории НВОС вступило в силу с 1 января 2019 г.
Для объектов I, III и IV категорий НВОС представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.
Разработка декларации о воздействии на окружающую среду регламентируется Приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
В состав декларации о воздействии на окружающую среду в качестве приложений входят расчет нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух и расчет нормативов допустимых сбросов в окружающую среду, а также раздел, который в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
Помимо перечисленного, декларация о воздействии на окружающую среду включает информацию о реализации природоохранных мероприятий, данные об авариях и инцидентах, информацию о программе производственного экологического контроля, описание вида основной деятельности, объем производимой продукции и другую информацию.
Важным является вопрос о том, в какие именно сроки необходимо подготовить и подать декларацию о воздействии на окружающую среду.
Необходимые сведения содержатся в Федеральном законе от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В частности, законом установлено, что для объектов II категории НВОС необходимо представить в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня срока истечения действия следующих документов:
разрешения и лимитов на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
разрешения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В настоящий момент целый ряд организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, оказались отнесены ко II категории НВОС. Данные организации ПНООЛР ранее не разрабатывали, исходя из особенностей действующего до 1 января 2019 г. законодательства.
При этом состав декларации о воздействии на окружающую среду, определенный Приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509, включает раздел VI, который должен заполняться на основании ПНООЛР.
Важно то, что ПНООЛР не является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, то есть представляет собой отдельный документ!
Таким образом, для организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства и отнесенных ко II категории НВОС, возникает необходимость незамедлительной разработки ПНООЛР с одновременной разработкой декларации о воздействии на окружающую среду.
Проект предельно допустимых выбросов в атмосферу (проект ПДВ)
Проект ПДВ представляет собой природоохранную документацию предприятия или организации, в рамках разработки которой промышленная площадка (объект негативного воздействия на окружающую среду) рассматривается с точки зрения создаваемого загрязнения атмосферного воздуха.
В проекте ПДВ составляется характеристика юридического лица как источника загрязнения атмосферы на основе инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (которая как правило выполняется в рамках проекта), анализируются концентрации загрязняющих веществ на границе ближайших нормируемых территорий (жилые дома, санитарно-защитная зона и т.д.), определяются нормативы ПДВ, разрабатываются мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ), формируется план-график контроля соблюдения нормативов ПДВ.
Основной задачей проекта ПДВ является установление таких ПДВ, чтобы максимальная приземная концентрация по всем веществам, выбрасываемым юридическим лицом в атмосферу, не превышала санитарно-гигиенических нормативов (в том числе с учетом фоновой концентрации загрязняющих веществ формируемых сторонними предприятиями).
C 1 января 2019 года вступили в силу измененные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ и Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, в соответствии с которыми скорректирован подход к нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Разработка необходимых документов получила привязку к присвоенной категории объекта негативного воздействия:
для объектов I категории НВОС в составе заявки на комплексное экологическое разрешение (КЭР) производится расчет нормативов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также расчет технологических нормативов;
для объектов II категории НВОС расчет нормативов допустимых выбросов производится в составе декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
для объектов III категории НВОС рассчитываются нормативы высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);
для объектов IV категории НВОС выбросы в атмосферный воздух не нормируются.
Учитывая неготовность нормативно-правовой базы к реализации новой стратегии государства в сфере экологического нормирования, были приняты переходные положения законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача или переоформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по действовавшей до 2019 года схеме. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.
С 1 января 2021 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» от 09.12.2020 г. № 2055.
Согласно п. 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055, нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий. При этом согласно п. 10 данного Положения, нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
В настоящий момент разработка проекта ПДВ для предприятий I-III категории НВОС позволяет решить следующие задачи:
проведение инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (требование Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, остается неизменным вне зависимости от присвоенной категории НВОС);
расчет нормативов ПДВ (выполнение требования ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере (доказательство непревышения санитарно-гигиенических критериев качества атмосферного воздуха);
составление плана-графика контроля стационарных источников выбросов (необходимо для программы производственного экологического контроля (ПЭК), см. Приказ Минприроды России от 18.02.2022 г. № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»);
составление плана снижения выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ);
согласование в уполномоченных на то государственных органах и организациях.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Указанные требования должны выполняться на всех объектах негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), имеющих выбросы в атмосферный воздух, за исключением объектов IV категории НВОС.
Необходимо отметить, что так как мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ требуют согласования с органами исполнительной власти субъектов РФ, данные, отраженные в разделе проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу (проекта ПДВ), не являются достаточными для удовлетворения указанного требования. Мероприятия должны представлять собой отдельную работу, согласованную в установленном порядке, однако расчеты, проводимые в ее составе, базируются на данных проекта ПДВ и инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В настоящий момент в ряде субъектов РФ приняты нормативно-правовые акты регионального уровня, определяющие требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ, а также соответствующие административные регламенты органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Как правило, данные документы реализуют требования достаточно старого нормативно-правового акта - РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», принятого еще в СССР.
Вместе с тем, с 27 июня 2020 г. вступили в силу требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, установленные Приказом Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий». В данном документе применяются подходы, отличающиеся от принятых в РД 52.04.52-85.
Целью разработки указанных мероприятий является обеспечение снижения создаваемых выбросами источников приземных концентраций загрязняющих веществ совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки.
При этом хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ:
на 15-20 % при НМУ 1 степени опасности;
на 20-40 % при НМУ 2 степени опасности;
на 40-60 % при НМУ 3 степени опасности.
Для объектов негативного воздействия на окружающую среду, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, применяются менее жесткие требования, связанные со спецификой осуществляемой деятельности.
Состав готовой работы включает в себя:
пояснительную записку;
расчет максимальных концентраций на различных режимах НМУ и предлагаемые мероприятия;
планы-графики контроля в периоды НМУ.
Как видно из состава работы, обязательным элементом разработки мероприятий является проведение расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Стоит отметить, что при любых изменениях, в результате которых максимальные разовые выбросы источника изменились более чем на 25%, мероприятия подлежат корректировке с последующим согласованием.
В случае нарушения требований законодательства в части разработки и согласования мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ возможна административная ответственность по ст. 8.1. КоАП РФ в размере до 100 тыс. руб.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) - документ, который систематизирует данные о количестве образуемых в процессе деятельности предприятия или организации отходах, местах их временного накопления, последующего размещения, обезвреживания, утилизации и т.д.
1. Максимально коротко о ПНООЛР.
В соответствии с требованиями законодательства, разработка ПНООЛР является обязательной для объектов I и II категории объектов негативного воздействия (НВОС). При этом:
для объектов I категории на основании ПНООЛР возможно получение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Межрегиональном управлении Росприроднадзора;
для объектов II категории утверждение и согласование ПНООЛР в государственных органах не требуется (но требуется наличие ПНООЛР в составе природоохранной документации предприятия).
Отнесение к категории объектов малого и среднего предпринимательства не является основанием для отсутствия ПНООЛР.
Ключевым условием для разработки ПНООЛР является наличие действующих договоров, подтверждающих вывоз и последующее размещение, обезвреживание, утилизацию всех рассматриваемых в проекте отходов. В случае самостоятельного выполнения действий с отходами, подлежащими лицензированию, необходима действующая лицензия на право обращения с отходами I-IV классов опасности.
На все виды отходов с I по IV класс опасности, рассматриваемые в ПНООЛР, должны быть разработаны паспорта. На отходы V класса опасности - материалы определения состава отходов.
В случае невыполнения требований по разработке и утверждению ПНООЛР возможен административный штраф до 350 тысяч руб. в соответствии с п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
2. Нормативные основания для разработки ПНООЛР.
Несколько лет назад в России стартовала реформа государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды. Среди прочего, изменения коснулись и системы нормирования отходов.
Основным документом, определяющим необходимость разработки ПНООЛР, является Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного закона, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ведущими деятельность на объектах I и II категорий НВОС.
Исходя из этого, обязанность разработки ПНООЛР (а именно в нем определяются нормативы образования отходов и лимитов на их размещение) на сегодняшний день не связана с отнесением объекта к категории малого и среднего предпринимательства, а основывается исключительно на присвоенной категории объекта НВОС.
С учетом положений п. 3, 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ:
для объектов I категории НВОС нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (КЭР), однако, согласно Приказу Минприроды России от 22.10.2021 г. № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения», расчеты нормативов образования отходов не являются приложением к заявке на получение КЭР, то есть ПНООЛР остается обязательным документом не только до, но и даже после получения КЭР;
для объектов II категории НВОС разрабатывается Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС), которая включает информацию об отходах, однако, в соответствии с п. 25 Приложения 2 Приказа Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», данная информация заполняется на основе ПНООЛР, то есть его наличие обязательно вне зависимости от подачи ДВОС.
3. Нужен ли ПНООЛР для объектов III и IV категорий НВОС?
Разработка ПНООЛР для объектов III и IV категорий НВОС не является обязательным требованием, причем это также не зависит от отнесения объекта к категории малого и среднего предпринимательства.
Для III категории НВОС, согласно п. 5 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, разрабатывается отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, которая подается в государственный орган, осуществляющий экологический надзор, в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Вместе с тем, для объектов III категории НВОС рекомендуется проведении инвентаризации отходов. Отсутствие документа, подтверждающего проведение данной инвентаризации, может послужить причиной наложения административного штрафа по ст. 8.5 КоАП РФ в размере до 100 тыс. руб.!
Для IV категории НВОС разработка ПНООЛР и разработка отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
Отчет об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства отменен для всех категорий НВОС. Подготавливать и сдавать его не нужно!
4. Утверждение ПНООЛР.
В настоящий момент на основании п. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» возможно утверждение ПНООЛР в государственных органах лишь для объектов I категории НВОС.
В этом случае нормативы образования отходов и лимиты на их размещение выдает Межрегиональное управление Росприроднадзора. Срок действия таких документов - 5 лет, но не позднее определенной законодательством даты получения КЭР.
В отдельных регионах (например, в Московской области, в Республике Крым и тд.) по соглашению о переданных полномочиях нормативы образования отходов и лимитов на их размещение вместо Межрегионального управления Росприроднадзора может выдавать уполномоченный орган субъекта РФ.
Для объектов, отнесенных ко II категории НВОС, ПНООЛР утверждает руководитель предприятия. В этом случае проект не имеет срока действия при неизменности технологического процесса, границ территории осуществления деятельности и объемов производства и может быть запрошен проверяющим органом в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
5. Требуется ли сдавать технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами?
Ранее необходимость сдачи технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами была четко привязана к продлению срока действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Эти документы утверждались государственными органами при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета.
С 01.01.2021 г. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», устанавливающий требования к предоставлению технического отчета, утратил силу.
Подготовка и сдача вышеуказанного отчета, исходя из действующих требований законодательства, не требуется.
6. Возможные штрафные санкции.
В 2019 г. в КоАП РФ были внесены изменения, которые ужесточили штрафы за нарушения в области обращения с отходами.
Так неисполнение обязанности по разработке и утверждению ПНООЛР теперь грозит административным штрафом по п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в размере до 350 тыс. руб.
Следует также иметь в виду, что отсутствие ПНООЛР может серьезно сказаться на размере платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Проект санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ)
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Функциональное назначение территории СЗЗ – снижение создаваемого объектом или производством негативного воздействия до санитарно-гигиенических нормативов.
СЗЗ - своего рода санитарный барьер между промышленной зоной и нормируемыми объектами, к которым относятся жилые дома, рекреационные зоны, школы, детские сады, больницы и т.д.
Обоснование границ санитарно-защитной зоны выполняется в проекте СЗЗ, в котором производится оценка следующих компонентов негативного воздействия, создаваемого предприятием:
В соответствии с требованиями санитарного законодательства все промышленные объекты и большая часть организаций непроизводственного сектора обязаны:
если проект СЗЗ ранее не разрабатывался - до 1 октября 2024 г. разработать проект СЗЗ, провести инструментальные исследования и подать указанные материалы в Роспотребнадзор или же документально обосновать отсутствие необходимости установления СЗЗ;
если проект СЗЗ ранее был разработан и получено решение об установлении СЗЗ - до 1 января 2028 г. подать документы для внесения информации о СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Ключевым условием для разработки проекта СЗЗ или материалов, обосновывающих отсутствие необходимости разработки такого проекта, являются документы, удостоверяющие право собственности или аренды земельного участка.
Сокращение СЗЗ возможно вплоть до границ предприятия при соответствующем обосновании.
Чтобы доказать, что установление СЗЗ не требуется, необходимо провести работы, фактически эквивалентные тем, что требуются при установлении СЗЗ.
Наличие проекта ПДВ не заменяет процедуру установления СЗЗ!
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, с учетом изменений 1-4) утрачивает силу с 01.01.2025 г. Рекомендуем разработать проект и завершить установление СЗЗ до конца 2024 г., так существует вероятность существенного усложнения данной процедуры с 2025 г.
В случае невыполнения требований по установлению СЗЗ возможна приостановка деятельности организации по статье 6.3 КоАП РФ на срок до 90 суток.
2. Нормативные основания для разработки проекта СЗЗ.
Законодательная база по установлению СЗЗ за последние годы существенно изменилась: вступили в действие новые нормативные документы, при этом старые продолжают действовать в части, не противоречащей им.
Иерархия нормативно-правовых актов по СЗЗ следующая:
Федеральный закон от 03.08.2018 г.№ 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - основной документ;
Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» - действует в части, не противоречащей Федеральному закону от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, с учетом изменений 1-4) - действует в части, не противоречащей Федеральному закону от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.
В соответствии с п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ для объектов, в отношении которых определены ориентировочные и расчетные СЗЗ, до 1 октября 2024 г. необходимо разработать проект СЗЗ, провести инструментальные исследования и обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ.
Размеры ориентировочных СЗЗ большинства объектов и производств определены в классификаторе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, при этом для каждого из классифицированных объектов указан класс опасности по санитарной классификации.
Вместе с тем, согласно п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, СЗЗ устанавливаются в случае формирования за контуром объекта химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Иными словами, СЗЗ устанавливается в случае, если на границе земельного участка организации есть превышения 1 ПДК / ПДУ по химическому и физическому факторам загрязнения атмосферного воздуха.
Следует обратить особое внимание, что в соответствии с п. 5.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий» с 01.01.2025 г. утрачивает силу СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Это означает, что начиная с 2025 г. будут определены и вступят в действие новые документы в сфере установления санитарно-защитных зон.
3. Как доказать, что установление СЗЗ не требуется?
К сожалению, для того, чтобы доказать отсутствие необходимости разработки проекта СЗЗ, как правило, требуется провести такую же работу, как и при установлении СЗЗ:
разработать расчетное обоснование (фактический эквивалент проекта СЗЗ);
провести инструментальные исследования, подтверждающие расчетные данные;
провести экспертизу во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ или в ином экспертном органе, аккредитованном на право проведения санитарных экспертиз;
получить документальное подтверждение со стороны территориального органа Роспотребнадзора об отсутствии необходимости установления СЗЗ.
На первый взгляд, такая процедура выглядит парадоксальной и избыточной, однако, по сложившейся практике, только она позволяет впоследствии избежать претензий со стороны Роспотребнадзора при проведении проверки в отношении предприятия.
4. Оценка риска для здоровья населения.
Для объектов I и II класса опасности по санитарной классификации (как уже ранее упоминалось, класс опасности определяется в соответствии с классификатором СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) за исключением ряда случаев требуется проведение специальной работы - оценки риска для здоровья населения.
Исключения определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
животноводческие и птицеводческие предприятия;
расстояние до нормируемых объектов в 2 или более раза превышающее размер СЗЗ;
кладбища.
Необходимо помнить, что чаще всего необходимость оценки риска определяется наиболее опасным, а не основным производством: например, на животноводческой ферме, на которой установлена установка по сжиганию биологических отходов, потребуется оценка риска для здоровья населения.
5. Процедура установления СЗЗ.
Разработанный проект СЗЗ и результаты натурных наблюдений за состоянием атмосферного воздуха проходят несколько стадий экспертиз:
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ или в иной экспертный орган, аккредитованный на право проведения санитарных экспертиз;
центральный аппарат Роспотребнадзора (для объектов I-II класса опасности по санитарной классификации) или территориальный орган Роспотребнадзора по субъекту РФ (для объектов II-V класса опасности по санитарной классификации).
После получения Решения об установлении СЗЗ Роспотребнадзор направляет в Росреестр материалы для внесения сведений о СЗЗ в ЕГРН.
При внесении сведений в ЕГРН и нанесении сведений о зоне с особыми условиями использования территорий (СЗЗ) на публичную кадастровую карту СЗЗ считается установленной.
6. Категория объекта НВОС и класс опасности объекта по санитарной классификации.
Важно понимать, что санитарная и экологическая ветви законодательства в Российской Федерации исторически развивались отдельно друг от друга.
В связи с этим, в вопросах, связанных с установлением СЗЗ, необходимо руководствоваться исключительно санитарной классификацией объектов, информацию о которой можно найти в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии с указанной классификацией существует 5 классов опасности, каждый из которых соответствует определенному размеру ориентировочной СЗЗ:
I класс - 1000 м;
II класс - 500 м;
III класс - 300 м;
IV класс - 100 м;
V класс - 50 м.
Размеры ориентировочных СЗЗ могут быть сокращены при разработке проекта СЗЗ.
Категория объектов негативного воздействия (категория объектов НВОС) определяется экологической частью законодательства и не имеет связи с СЗЗ. В связи с этим, 1 категория объекта НВОС совершенно не означает, что для предприятия необходимо установление СЗЗ в центральном аппарате Роспотребнадзора.
Одновременно с этим I класс опасности по санитарной классификации также не означает, что для объекта необходимо получение комплексного экологического разрешения.
7. Состав работ при разработке проекта СЗЗ.
Обеспечивается следующий состав работ в рамках разработки проекта СЗЗ:
проведение необходимых расчетов и обоснование границ СЗЗ;
графическое описание местоположения границ СЗЗ, включая перечень координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, с формированием файла в формате XML (требование п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222);
получение сведений о фоновом загрязнении атмосферного воздуха;
инструментальные исследования химического и физического загрязнения атмосферного воздуха (с использованием функционала собственной аккредитованной лаборатории);
техническое сопровождение при прохождении экспертиз, включая оплату экспертных работ.
Перечисленные работы могут выполняться как в комплексе (при заключении единого договора), так и отдельно.
8. Возможные штрафные санкции.
Нередко со стороны промышленных экологов присутствует достаточно легкомысленное отношение к вопросу установления СЗЗ. И действительно, ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает сравнительно небольшой в денежном эквиваленте штраф.
Однако в данной статье есть коварный подводный камень - возможность приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток. И, к большому сожалению, это совсем не миф! Достаточно посмотреть судебную практику, чтобы убедиться, что приостановка деятельности предприятий достаточно часто используется Роспотребнадзором в качестве меры административного воздействия.
И эту позицию надзорного органа вполне можно понять: именно по вопросам СЗЗ в Роспотребнадзор поступает наибольшее количество жалоб. В связи с этим, чаще наиболее убедительным действием, которое позволяет понудить предприятие быстро решить вопрос с установлением СЗЗ, является именно приостановка деятельности. Можно представить, какой потенциальный финансовый ущерб для предприятия может принести подобный исход!
Программа производственного экологического контроля (программа ПЭК)
Программу ПЭК необходимо разрабатывать предприятиям и организациям, осуществляющим деятельность на объектах I, II и III категории. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, в соответствии с утвержденной программой ПЭК. Программа ПЭК содержит, в том числе, сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Результатом работы является разработанная программа производственного экологического контроля (программа ПЭК).
Ненадлежащее осуществление ПЭК может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями: до 100 000 руб. по ст. 8.1 КоАП РФ и до 80 000 руб. по ст. 8.5 КоАП РФ.
Проект нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов (проект НДС)
Проект НДС необходимо разрабатывать предприятиям и организациям, имеющим стационарные, передвижные и иные источники сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 23, гл. V Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Проект определяет характеристику хозяйствующего субъекта как источника загрязнения водного объекта. В его составе проводятся необходимые расчеты, определяются предложения нормативов НДС, составляется план-график контроля соблюдения нормативов НДС. Расчет сбросов загрязняющих веществ в водный объект производится основе утвержденных методик.
Результатом работы является разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
Отсутствие проекта НДС может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями: до 100 тыс. руб. по п. 1 ст. 8.14 КоАП РФ с перспективой приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток.
Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ООС)
Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» («Мероприятия по охране окружающей среды» - для линейных объектов) обязателен к разработке в составе проектной документации при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.
Раздел ООС содержит результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду. В его составе приводится перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий, в том числе, результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам, программу производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях. Также проводится расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат. Расчет выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится при помощи комплекса специализированных программ на основе утвержденных методик.
Результатом работы является раздел проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», прошедший экспертизу в составе проектной документации на объект капитального строительства / реконструкции.
Отсутствие раздела ООС может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями: до 100 тыс. руб. по ст. 8.1 КоАП РФ, до 250 тыс. руб. по ст. 8.4 КоАП РФ.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
В соответствии с требованиями федерального законодательства, в настоящий момент оценка воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) является составной частью документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу.
Основанием для разработки ОВОС является Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.
Виды проектной документации, являющиеся объектами государственной экологической экспертизы и требующие разработки ОВОС:
проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов;
проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;
проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Материалы ОВОС представляют собой комплект обосновывающей документации, используемый для принятия экологически обеспеченных управленческих решений. Под ОВОС понимают выявление, анализ и учет результатов исследования воздействия проектируемого объекта на окружающую среду для принятия решения о возможности или невозможности его осуществления.
Результатами ОВОС являются:
информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.
Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством РФ в соответствии с видами и конкретными характеристиками намечаемой деятельности.
Перед подачей материалов на государственную экологическую экспертизу необходимо проведение общественных слушаний.
Предметом государственной экологической экспертизы помимо ОВОС является комплект проектной документации в целом.
Лицензия на право пользования недрами (подземными водами)
Подземные воды, несмотря на их возобновляемость, рассматриваются федеральным законодательством как полезное ископаемое.
При этом недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, в соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», являются государственной собственностью.
Согласно требованиям статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», пользование недрами предоставляется на основании лицензии.
В соответствии с лицензией недропользователь имеет право владеть участком недр, проводить геологическое изучение и вести разведку и добычу подземных вод на участке недр.
В зависимости от целевого назначения лицензия бывает следующих видов:
на геологическое изучение недр;
на разведку и добычу подземных вод;
на геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод (совмещенная лицензия).
От вида лицензии зависит срок ее действия, а также перечень необходимых работ по геологическому изучению недр.
Законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» участки недр, содержащие подземные воды, разделяются на участки недр местного значения (до 500 м3/сутки) и участки недр федерального значения (свыше 500 м3/сутки).
В зависимости от отнесения участка недр к конкретной категории меняется орган, осуществляющий лицензионные функции. Для участков недр федерального значения это территориальный орган Федерального агентства по недропользованию – РОСНЕДРА, для участков недр местного значения – уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следует отменить, что для физических лиц, не использующих воду на производственные нужды, получение лицензии на недропользование не требуется.
В рамках сопровождения получения лицензии на недропользование специалисты ГК «ЭКО ЦЕНТР» осуществляют комплексную работу, включающую формирование обширного пакета документов и выполнение количественного химического анализа воды (при необходимости), а также проводят от имени предприятия взаимодействие с государственными органами до получения требуемого результата.
Невыполнение лицензионных требований на право пользования недрами влечет за собой серьезный штраф – до 1 млн. руб. в соответствии со ст. 7.3 КоАП РФ.
Обращаем внимание, что важнейшим требованием лицензии на право пользования недрами является геологическое изучение недр, в состав которого в том числе входит разработка проекта на геологического изучения недр, оценка запасов подземных вод, составление и согласование технического проекта разработки месторождения подземных вод и выполнение прописанных в нем требований. Также важным лицензионным требованием в большинстве случаев является разработка проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения.
Несоблюдение лицензионных требований может привести к отзыву лицензии.
Схема водопотребления и водоотведения
Схема водопотребления и водоотведения – документ, необходимый для организации учета объема потребляемой воды и сбрасываемых сточных вод.
Указанный документ необходимо разрабатывать предприятиям и организациям, осуществляющим пользование водным объектом, а также недропользователям, осуществляющим забор воды из подземных водных объектов.
Особое внимание на подготовку схемы водопотребления и водоотведения следует обратить недропользователям. Как правило, требование о разработке схемы водопотребления и водоотведения прописывается в специальных требованиях лицензии на добычу подземных вод. Кроме того, согласование технического проекта разработки месторождения подземных вод, утверждение оценки запасов подземных вод и получение лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод невозможно без разработки вышеуказанного документа.
Разработка схемы водопотребления и водоотведения регламентируется Приказом Минприроды России от 08.07.2009 г. № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» и Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».
Схема водопотребления и водоотведения выполняется в графическом виде с приложением пояснительной записки и содержит:
ситуационный план местности с указанием водоисточника и водоприемника с необходимой привязкой и нумерацией;
план территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест установки средств измерений, а также мест размещения очистных сооружений.
В свою очередь, пояснительная записка содержит:
расчет водопотребления и водоотведения;
иные сведения, характеризующие количество и качество забираемых и сбрасываемых сточных вод.
Обращаем внимание, что недропользователи, осуществляющие добычу подземных вод, обязаны разрабатывать и согласовывать схему водопотребления и водоотведения даже при отсутствии данного требования в условиях лицензионного соглашения!
В рамках исполнения требований законодательства, после разработки схемы водопотребления и водоотведения необходимо ее согласование с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов и территориальным органом Федерального агентства по недропользованию – РОСНЕДРА.
Невыполнение требований по разработке и согласованию схемы водопотребления и водоотведения чревато наложением штрафных санкций по статье 8.14 КоАП РФ – до 100 тысяч рублей с перспективой административной приостановки деятельности на срок до 90 суток.
Для недропользователей возможен штраф до 500 тысяч рублей согласно статье 7.3. КоАП РФ.
Расчет нормативного водопотребления и водоотведения
Расчет нормативного водопотребления и водоотведения - это не балансовая таблица водопотребления и водоотведения, необходимая для заключения договоров с организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
Расчет нормативного водопотребления и водоотведения - документация, необходимая для обоснования заявленных объемов забора подземных вод. Данный расчет также требуется для получения разрешительной документации в сфере водопользования: договора водопользования, решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Большинство недропользователей и водопользователей в процессе производственной или хозяйственной деятельности рано или поздно сталкиваются с необходимостью обоснования общей потребности в воде.
При этом достаточно часто специалисты предприятия сами до конца не представляют, сколько именно воды требуется для удовлетворения нужд производства. Вместе с тем, данные объема водопотребления и водоотведения являются ключевыми характеристиками недропользования.
Проведя на основании нормативных показателей расчет водопотребления и водоотведения, можно определить:
объем сточных вод (требуется для подбора очистных сооружений или заключения договора на водоотведение со специализированной организацией);
нормы расхода воды (требуются для определения технико-экономических показателей; поясов зон санитарной охраны в проекте ЗСО; формирования материалов лицензии на право пользования недрами; оценки запасов подземных вод; подбора технического оборудования – насосов, систем автоматики и др.).
Неправильно проведенные расчеты объемов водопотребления и водоотведения создают большие сложности в работе предприятия, так как на основе него подготавливается обширный комплекс проектных и инженерно-технических мероприятий.
Водопотребление и водоотведение для каждого предприятия индивидуально и зависит от большого количества фактов. Для определения объемов водопотребления и водоотведения требуется опыт и предельная внимательность, так как цена ошибки действительно высока с точки зрения и материальных, и временных ресурсов.
Проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения (проект ЗСО)
Разработка проекта зоны санитарной охраны (проект ЗСО) является обязательным требованием СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» для источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения. Цель проекта - защита водоносного горизонта от поверхностного загрязнения.
Зона санитарной охраны организуются в составе трех поясов. Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозабора и площадки водопроводных сооружений. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения потенциального загрязнения источников водоснабжения.
Проект ЗСО, разработанный специалистами ГК «ЭКО ЦЕНТР», включает в себя:
определение границ ЗСО и составляющих ее поясов;
разработку специализированных картографических материалов;
составление плана природоохранных мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
регламентирование правил и режима хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО;
графическое описание местоположения границ ЗСО, включая перечень координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости с формированием файла в формате XML.
Утверждение проекта ЗСО происходит в несколько этапов, первым из которых является получение экспертного заключения во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ (или ином аккредитованном органе). Второй этап - получение санитарно-эпидемиологического заключения в территориальном органе Роспотребнадзора. Утверждение проекта ЗСО происходит в уполномоченном органе государственной власти субъекта РФ.
Отсутствие проекта ЗСО или несоблюдение требований организации зоны санитарной охраны влечет за собой существенный штраф - до 1 млн рублей с перспективой административной приостановки деятельности предприятия.
комплексное сопровождение всех этапов согласования
Лицензирование в области обращения с отходами
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензируемые виды деятельности в сфере обращения с отходами имеют следующие определения:
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории РФ, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным п. 3 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (энергетическая утилизация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов, в свою очередь: хранение - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Обращаем внимание, что требования о лицензировании деятельности по обращению с отходами относятся исключительно к отходам I - IV классов опасности, лицензирование деятельности по обращению с отходами V класса опасности не требуется. В частности, не требуется лицензирование деятельности по обработке упаковочного картона или пленки и т.д.
В 2018 году изменилось определение понятие «сбор отходов» (актуальное определение приведено выше). Учитывая данные требования, лицензирование деятельности по сбору отходов с целью передачи сторонней организации не требует лицензирования (например, в случае, если арендодатель собирает отходы у арендаторов и передает транспортировщику отходов; в свою очередь транспортировщик также может не иметь лицензии на сбор, если он не будет самостоятельно заниматься обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением данных отходов).
Получение лицензии в области обращения с отходами представляет собой сложную административную процедуру, имеющую массу нюансов.
Работа по формированию лицензионного пакета включает в себя: подготовку организационных и методических материалов, документов по обучению персонала, получение необходимых разрешений в санитарных органах, заключение сопроводительных договоров и выполнение других работ.
Оформление лицензии на обращение с отходами налагает особую ответственность на лицензируемую организацию в части соблюдения норм природоохранного законодательства.
Результатом работы является лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации и адреса осуществления деятельности.
Отсутствие лицензии в области обращения с отходами может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями вплоть до приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток (ст. 8.2 КоАП РФ).
4
Экологическое сопровождение:
при экологическом сопровождении за предприятием закрепляется персональный эколог
производится аудит природоохранной документации, контроль ее комплектности и сроков действия
разработка и сопровождение форм экологической отчетности
выезд специалиста на предприятие по требованию Заказчика
производится подготовка предприятия к различным проверкам, консультации по юридическим вопросам
обеспечивается представление интересов предприятия в надзорных органах, в том числе личное и дистанционное присутствие закрепленного эколога при прохождении проверок
5
Аналитические исследования с привлечением аккредитованной лаборатории и органа инспекции:
контроль соблюдения нормативов допустимых выбросов на организованных источниках выбросов с привлечением аккредитованной лаборатории
определение состава, расчет класса опасности отходов (в том числе оформление паспортов), подтверждение V класса опасности отходов методом биотестирования
определение токсичности и химического состава воды и почвогрунтов
замеры физических факторов (в том числе уровня шума, ЭМИ, вибрации, радиологии)
расчеты оценки степени риска для здоровья населения
Программа (план) производственного контроля
Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 32, Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В рамках производственного контроля составляется программа (план) производственного контроля, проводятся лабораторные исследования и испытания за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Результатом работ по организации и проведению производственного контроля являются:
разработка программы производственного контроля;
проведение лабораторных и инструментальных исследований;
ведение форм учета и отчетности, установленных действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля.
Нарушение требований по производственному контролю может грозить для юридических лиц штрафными санкциями: до 20 000 руб. по ст. 6.3 КоАП РФ с перспективой приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток.
Паспортизация отходов
В соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. При этом на отходы I-IV классов опасности должны быть разработаны паспорта отходов.
C 1 января 2021 года в порядок паспортизации и учета в области обращения с отходами были внесены изменения. Это связано с вступлением в силу ряда нормативно-правовых актов в сфере обращения с отходами:
Приказа Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности».
Приказа Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности».
Приказа Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
1. Краткая информация о паспортизации отходов и отнесении отходов к конкретному классу опасности.
Согласно положениям законодательства паспортизация отходов является обязательной для всех предприятий и организаций, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности. Данное требование не зависит от состава и вида отходов и присвоенной категории объектов НВОС!
С 01.01.2021 г. порядок паспортизации отходов различен в зависимости от того, включен или не включен конкретный вид отхода в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).
Кроме того, для отходов I-V классов опасности, не включенных в ФККО, необходимо подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности.
Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности может повлечь наложение административного штрафа до 350 тысяч руб. в соответствии с п. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, вступление в силу новых требований к паспортизации отходов не является основанием для переделки ранее разработанных паспортов. Поэтому в случае, если предприятием или организацией паспорта отходов были разработаны до 01.01.2021 г. и, согласно ранее действовавшему Постановлению Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712, копии паспортов были направлены в территориальный орган Росприроднадзора, - то процедура паспортизации отходов считается выполненной, необходимость делать новые паспорта - отсутствует. Однако если паспорта ранее не были разработаны, или были разработаны, но не были переданы в Росприроднадзор - в этом случае необходимо выполнить паспортизацию отходов согласно актуальным требованиям.
2. Паспортизация отходов, включенных в ФККО.
Паспортизация отходов выполняется согласно положениям Приказа Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1026.
Паспорт отхода, включенного в ФККО, составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно Приложению № 2 к данному Приказу.
Паспорт отходов I-IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
С 01.01.2021 г. подача паспорта отхода, включенного в ФККО, в территориальные органы Росприроднадзора не требуется. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечить хранение составленных паспортов отходов.
3. Паспортизация отходов, не включенных в ФККО.
Паспортизация отходов, не включенных в ФККО - сложная процедура, включающая несколько этапов, последовательность и сроки выполнения которых определены Приказами Минприроды России № 1026 и № 1027.
В первую очередь, в течение 90 рабочих дней со дня установления, по результатам проведения учета отходов, образования отхода, не включенного в ФККО, а также со дня изменения технологического процесса или вида деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, юридическим лицам и ИП следует подготовить документы и материалы обоснования отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу и направить их в территориальный орган Росприроднадзора.
Материалы отнесения отходов, направляемые в территориальный орган Росприроднадзора, содержат ведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу; документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов; копию акта отбора проб отхода, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром).
Затем, результате рассмотрения представленных материалов территориальный орган Росприроднадзора подтверждает отнесение отходов к конкретному классу опасности. В срок не позднее 30 календарных дней со дня получения указанной информации со стороны Росприроднадзора юридическими лицами и ИП составляется и утверждается паспорт отходов, не включенных в ФККО. Паспорт отхода, не включенного в ФККО, составляется по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, не включенных в ФККО.
После этого территориальный орган Росприроднадзора включает отход в ФККО. Результатом выполнения работ на данном этапе является уведомление о включении данного вида отходов в ФККО и БДО с указанием присвоенного наименования вида отходов и кода по ФККО. В течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО индивидуальные предприниматели и юридические лица переоформляют паспорт отходов, не включенных в ФККО, на паспорт отходов, включенных в ФККО.
Отсутствие паспортов отходов может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями: до 350 тыс. руб. по ст. 8.2 КоАП РФ.
Паспорта ГОУ необходимо разрабатывать природопользователям, эксплуатирующим газоочистные установки (установки очистки газа, ГОУ). Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (п. 1, ст. 16.1, гл. III Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Паспорт ГОУ содержит информацию о газоочистной установке, схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав газоочистной установки, технические характеристики ГОУ, показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ и др.
Результатом работы является разработанный паспорт ГОУ.
Отсутствие паспортов ГОУ может грозить для юридических лиц штрафными санкциями до 20 тыс. руб. по ст. 8.21 КоАП РФ с перспективой приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток.
6
Программное обеспечение:
«ПДВ-Эколог» (версия 5.0), ООО «Фирма Интеграл»
«УПРЗА-Эколог» (версия 4.60), ООО «Фирма Интеграл»
методики по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу
Экологическая отчётность
Оформления годовой и квартальной отчетности
Профессиональное веб-приложение, с помощью которого можно подготовить, проверить и вовремя отправить отчёты, заявки, формы, декларации за любую организацию в Личный Кабинет Природопользователя на портале Росприроднадзора.
Приложение не требует установки и функционирует в интернет-браузере, отдельные обновления также не требуются – программа остаётся всегда актуальной.
Всю информацию об отчёте можно сгружать и загружать из других, сторонних источников в формате XML, её не обязательно хранить на сервере.
Каждый отчёт не имеет жёсткой привязки к реквизитам организации – можно отправлять неограниченное тарифом число отчётов в надзорные органы.
Таблицы с данными можно как экспортировать в формат Excel, так и импортировать из него – для формирования отчётов можно пользоваться привычными и удобными инструментами офисных приложений.
Все сохранённые отчёты образуют единую в рамках отдельного рабочего пространства базу данных, информация из которой может быть использована интеллектуальными инструментами «Заполнить» для автоматизации создания новых и редактирования имеющихся отчётов.
Все тарифы предусматривают не ограниченное число загрузок, сохранений и отправок XML в ЛК ПП РПН за любое число организаций.